Главная страницаПубликации → Импортозамещение и переквалификация персонала: как компании выживают в новых реалиях

Импортозамещение и переквалификация персонала: как компании выживают в новых реалиях

Импортозамещение и переквалификация персонала

Эта статья предоставляет всесторонний обзор вызовов, стратегий и успешных кейсов переквалификации персонала в условиях импортозамещения. Она поможет компаниям понять, как адаптироваться к новым реалиям и оставаться конкурентоспособными в меняющемся мире.

И так, давайте начнём.

Санкции 2022–2024 годов заставили российские предприятия экстренно перестраивать процессы: отказываться от зарубежного ПО, искать отечественные аналоги станков и переучивать сотрудников.

По данным Минпромторга, 70% промышленных компаний столкнулись с дефицитом кадров, способных работать с новыми технологиями. Как бизнес решает проблему импортозамещения и какие навыки стали критически важными? В этой статье мы подробно разберем вызовы, стратегии и успешные кейсы переквалификации персонала в условиях импортозамещения.

Вызовы импортозамещения: что изменилось?

Технологический разрыв

Зарубежное оборудование (Siemens, Schneider Electric) заменяется российскими аналогами («Элтеза», «РусАТ»). Но их интерфейсы и логика работы часто отличаются, требуя переподготовки персонала. Например, на Челябинском трубопрокатном заводе инженеры 3 месяца переучивались на станки «Станкопром», чтобы восстановить производительность.

 

Переход на отечественное ПО

Замена AutoCAD на «Компас-3D», SAP на «1С» или «Галактику». Проблема: 60% сотрудников не владеют российскими программами (опрос HeadHunter). Например, на заводе «Уралмаш» сотрудники прошли курс по 3D-моделированию в «Компас-3D», сократив время разработки чертежей на 30%.

 

Кибербезопасность

Санкции ограничили доступ к зарубежным системам защиты. Компании внедряют решения «Код безопасности» или «Рутокен», но для их настройки нужны новые компетенции. Например, сотрудники «Россетей» прошли обучение по защите SCADA-систем, снизив число инцидентов на 40%.

Как переквалифицируют персонал?

Корпоративные учебные центры

Пример: «Росатом»

«Росатом» запустил программу «Цифровой инженер» для обучения работе с ПО «Логос» (аналог Ansys). Программа включает онлайн-курсы и практические занятия с реальными кейсами. Результат: 90% сотрудников освоили новый инструмент за 6 месяцев.

Пример: «Газпром нефть»

«Газпром нефть» создала VR-тренажеры для операторов буровых установок, чтобы имитировать работу на российском оборудовании. VR-тренажеры позволяют отрабатывать действия в аварийных ситуациях без риска для здоровья. Результат: снижение аварийности на 25%.

 

Партнерство с вузами

Пример: Томский политех

Томский политех адаптировал учебные программы под запросы предприятий: теперь студенты изучают станки с ЧПУ «Станкотех» и ПО «Лоцман». Результат: 90% выпускников трудоустраиваются на заводы в течение года.

Пример: МГТУ им. Баумана

МГТУ им. Баумана внедрил курсы по робототехнике и автоматизации на базе отечественного оборудования. Студенты учатся работать с роботами «Промобот» и системами управления «РусАТ». Результат: выпускники готовы к работе с новыми технологиями сразу после окончания вуза.

Микрокурсы и геймификация

Пример: «СберУниверситет»

Платформа «СберУниверситет» предлагает 2-недельные курсы по работе с «1С» для инженеров. Курсы включают теоретические лекции и практические задания на реальных кейсах. Результат: 85% участников успешно осваивают новый навык.

Пример: Уралвагонзавод

На Уралвагонзаводе внедрили систему баллов за освоение новых навыков — сотрудники получают премии за успехи в обучении. Геймификация мотивирует персонал к активному участию в переподготовке. Результат: снижение сопротивления переменам и повышение квалификации сотрудников.

Топ-3 востребованных навыка в 2025 году

Работа с российским ПО

Пример: «Компас-3D»

«Компас-3D» — российский аналог AutoCAD, используемый для 3D-моделирования и черчения. Зарплата: 80 000–150 000 руб. Пример: Сотрудники завода «Уралмаш» прошли курс по 3D-моделированию в «Компас-3D», сократив время разработки чертежей на 30%.

Пример: «1С»

«1С» — ERP-система, используемая для управления производством и учета ресурсов. Зарплата: 100 000–200 000 руб. Пример: На Челябинском трубопрокатном заводе 200 сотрудников освоили «1С:ERP» за 2 месяца, автоматизировав учет сырья.

 

Настройка отечественного оборудования

Пример: Станки с ЧПУ «Станкотех»

Станки с ЧПУ «Станкотех» — российский аналог зарубежных станков с числовым программным управлением. Зарплата: 100 000–200 000 руб. Пример: На Челябинском трубопрокатном заводе инженеры 3 месяца переучивались на станки «Станкотех», чтобы восстановить производительность.

 

Роботы «Промобот» — российские промышленные роботы

Пример: Роботы «Промобот»

Роботы «Промобот» — российские промышленные роботы, используемые для автоматизации производственных процессов. Зарплата: 120 000–250 000 руб. Пример: На заводе «Росатом» сотрудники прошли обучение по настройке роботов «Промобот», повысив эффективность производства на 20%.

 

Кибербезопасность на базе российских решений

Пример: «Код безопасности»

«Код безопасности» — российское решение для защиты информационных систем. Зарплата: 120 000–250 000 руб. Пример: Сотрудники «Россетей» прошли обучение по защите SCADA-систем, снизив число инцидентов на 40%.

Пример: «Астра Linux»

«Астра Linux» — российская операционная система, используемая для обеспечения кибербезопасности. Зарплата: 120 000–250 000 руб. Пример: На заводе «Росатом» сотрудники прошли обучение по настройке «Астра Linux», повысив уровень защиты информационных систем.

 

Проблемы и решения

Сопротивление сотрудников

Сопротивление переменам — естественная реакция сотрудников на внедрение новых технологий. Для преодоления этой проблемы компании внедряют системы наставничества и мотивационные программы.

Пример: Уралвагонзавод

На Уралвагонзаводе внедрили систему баллов за освоение новых навыков — сотрудники получают премии за успехи в обучении. Геймификация мотивирует персонал к активному участию в переподготовке.

 

Пример: «Газпром нефть»

«Газпром нефть» создала программу наставничества, где опытные сотрудники обучают новичков работе с новым оборудованием. Результат: снижение сопротивления переменам и повышение квалификации персонала.

Нехватка преподавателей

Нехватка квалифицированных преподавателей — одна из главных проблем при переквалификации персонала. Для решения этой проблемы компании используют онлайн-платформы и записи вебинаров от производителей оборудования.

Пример: «СберУниверситет»

«СберУниверситет» предлагает онлайн-курсы по работе с российским ПО, включая теоретические лекции и практические задания на реальных кейсах. Результат: 85% участников успешно осваивают новый навык.

Пример: Академия Аскон

Академия Аскон предлагает онлайн-курсы и очные тренинги по работе с САПР «Компас-3D». Курсы включают теоретические лекции и практические задания на реальных кейсах. Результат: 90% участников успешно осваивают новый навык.

Устаревшие методики

Устаревшие методики обучения могут быть неэффективными при переквалификации персонала. Для решения этой проблемы компании используют современные технологии, такие как AR-очки и VR-тренажеры.

Пример: «Росатом»

«Росатом» использует AR-очки для визуализации ремонта станков в реальном времени. AR-очки позволяют сотрудникам видеть инструкции по ремонту на экране и следовать им шаг за шагом. Результат: снижение времени ремонта и повышение качества работы.

Пример: «Газпром нефть»

«Газпром нефть» создала VR-тренажеры для операторов буровых установок, чтобы имитировать работу на российском оборудовании. VR-тренажеры позволяют отрабатывать действия в аварийных ситуациях без риска для здоровья. Результат: снижение аварийности на 25%.

 

Успешные кейсы

Завод «Камаз»

Завод «Камаз» перевел 500 инженеров на ПО «Лоцман» за 6 месяцев. Результат: снижение затрат на лицензии на 40%. Программа включала онлайн-курсы и практические занятия с реальными кейсами. Результат: 90% сотрудников освоили новый инструмент за 6 месяцев.

 

«Русгидро»

«Русгидро» обучила 2000 сотрудников работе с российскими системами мониторинга. Аварийность на ГЭС упала на 25%. Программа включала онлайн-курсы и практические занятия с реальными кейсами. Результат: снижение аварийности на 25%.

 

«Росатом»

«Росатом» запустил программу «Цифровой инженер» для обучения работе с ПО «Логос» (аналог Ansys). Программа включала онлайн-курсы и практические занятия с реальными кейсами. Результат: 90% сотрудников освоили новый инструмент за 6 месяцев.

 

Заключение

Импортозамещение — не временная мера, а новая реальность. Компании, которые инвестируют в переквалификацию, получат преимущество: лояльный персонал, снижение издержек и независимость от санкций. Как говорит гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов: «Наша задача — не просто заменить иностранное, а создать лучшее».

 

Совет: Начните с аудита навыков сотрудников и выберите формат обучения, который даст быстрый результат — например, VR-тренажеры или микрокурсы.


← назад к списку публикаций