Организация закупок отдельными видами юридических лиц по 223-ФЗ: ключевые особенности и требования
Закон № 223-ФЗ регулирует порядок закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц — государственных компаний, субъектов естественных монополий, автономных и бюджетных учреждений, а также других организаций, не подпадающих под действие 44-ФЗ. В 2025 году закон претерпел важные изменения, направленные на усиление прозрачности, развитие конкуренции, применение национального режима и цифровизацию закупок.
Кто подпадает под 223-ФЗ?
По статье 1 и последующим пунктам закона 223-ФЗ заказчиками считаются:
- Государственные компании с государственным участием более 50% и их дочерние структуры
- Субъекты естественных монополий (например, железнодорожные компании, энергетика)
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сферах энергетики, водоснабжения, транспорта
- Автономные учреждения, бюджетные организации, если закупки ведутся за счёт собственных, грантовых и иных средств, а не из бюджетных фондов
- Федеральные государственные унитарные предприятия особого значения
- Иные юридические лица, для которых закупочная деятельность регламентируется законом 223-ФЗ
Особенности организации закупок по 223-ФЗ
- Гибкость в выборе процедур и правил. Заказчик самостоятельно разрабатывает и утверждает «Положение о закупках», регулирующее все аспекты закупочной деятельности — выбор процедуры, требования к участникам, основания для закупок у единственного поставщика и другие правила.
- Свобода выбора способов закупок. Закон не содержит жёсткого перечня форм закупок, заказчик вправе применять собственные алгоритмы с учётом антикоррупционных требований и эффективности.
- Возможность неконкурентных закупок. Без ограничений по суммам, обосновано потребностями и спецификой деятельности заказчика.
- Регулирование условий контракта. Допускаются согласования изменений и корректировок договора по ходу исполнения с учётом интересов сторон и оперативных потребностей.
- Обязательное размещение Положения о закупках в ЕИС с соблюдением требований прозрачности.
Национальный режим в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2025 года
В 2025 году вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1875, регулирующее применение норм национального режима заказчиками по 223-ФЗ:
- Заказчики разделены на две группы с разными правилами запретов, ограничений и преимуществ для закупок товаров, работ и услуг иностранного происхождения.
- Закупка иностранного товара может быть запрещена или ограничена, если существует российский аналог. При отсутствии аналога — закупка возможна с разрешения Минпромторга.
- При оценке ценовых предложений российским товарам предоставляется преимущество — снижение цены на 15% на этапе сравнения предложений.
- Требуется подтверждение страны происхождения товаров и материалов.
Нововведения и требования 2025 года
- Обязательное обновление и опубликование в ЕИС Положения о закупках с учётом новых правил не позднее 1 января 2025 года.
- Усиление антикоррупционного контроля и повышение прозрачности процедур закупок.
- Введение цифровых контрактов и расширение использования электронных торговых площадок.
- Новые штрафы за нарушения требований закона 223-ФЗ, вступившие в силу с марта 2025 года.
Практические рекомендации для заказчиков
- Пересмотрите и актуализируйте Положение о закупках с учётом новых норм национального режима и уголовного законодательства.
- Обеспечьте обучение сотрудников контрактных служб новым процедурам и требованиям 223-ФЗ.
- Размещайте и своевременно обновляйте закупочную документацию в Единой информационной системе (ЕИС).
- Разработайте внутренние механизмы контроля и антикоррупционные меры при организации закупок.
- Используйте цифровые инструменты — электронные подписи, электронные торги, цифровые контракты для оптимизации процесса.
- Строго контролируйте соблюдение национального режима и условий контрактов.
- Планируйте закупочную деятельность с учётом рисков и оперативной возможности корректировки процедур.
Заключение
Организация закупок отдельными видами юридических лиц по 223-ФЗ в 2025 году становится более прозрачной, регулируемой и ориентированной на поддержку отечественных производителей. Гибкость и самостоятельность заказчиков сочетаются с повышенными требованиями к контролю и соблюдению национального режима.
Для эффективного исполнения обязательств по 223-ФЗ требуется системный подход к планированию, оформлению документации, обучению персонала и использованию современных цифровых инструментов.
← назад к списку публикаций